моя статья

1933г.Двусторонний военизированный пробег на собачьих упряжках Москва-Ленинград.

Пробег на собачьих упряжках Москва-Ленинград :
Организаторы:
- Фрунзенский районный ОСОАВИАХИМ,г.Москва. Начальник штаба пробега - Викторов В.В.
-Сектор служебного собаководства Фрунзенского Осоавиахима - Летер (?) (начальник сектора) или Ланцов (?).
Запланированное расстояние - 700км
По факту упряжки прошли - 750км
Старт был запланирован - 6 февраля 1933г. в 11 часов утра со стадиона Томского1
По факту пробег стартовал 6 февраля 1933г. около 13 часов со стадиона имени Томского2 (от Петровского парка) города Москвы.
Состав участников пробега:
1. Кочаргин - командир пробега
2. Бочаров - каюр (дрессировщик служебных собак)
3. Директоров - каюр (дрессировщик служебных собак)
4. Мацур - каюр (дрессировщик служебных собак)
5. Котлярова - каюр (дрессировщик служебных собак)
Участвуют две нарты,всего собак - 17 голов.
вожак упряжки - немецкая овчарка "Пират"
вожак упряжки - немецкая овчарка "Тагор"
Породы собак,участвующих в пробеге:
- немецкие овчарки
Средняя скорость упряжек - 50км/сутки
Нагрузка на нарты - 250кг
Финиш запланирован - 22 февраля г.Ленинград.
Финиш по факту - вечером 24 февраля 1933г. в г.Ленинграде.
Дата возвращения в Москву - 1 марта 1933г. на поезде.
Продолжительность пробега - 14 дней
6 февраля 1933г. - старт пробега в 13.00 со стадиона имени Томского2 (от Петровского парка) города Москвы.
6 февраля 1933г. - вечером прибыли в деревню Чашниково (Чашники), Московская область.
7 февраля 1933г. - днёвка в Подсолнечном.
8 февраля 1933г. - в 1ч 40мин ночи упряжки прибыли в г.Клин.
9 февраля 1933г. - в 11ч дня упряжки подошли к г.Калинину.
10 февраля 1933г. - после днёвки в городе Калинине, в 16.00 пробег был продолжен.
10 февраля 1933г. - вечером упряжки прибыли в деревню Поддубки Калининского района на ночлег.
11 февраля 1933г. - в 10 часов утра продолжение пробега к границе с Ленинградской областью.
15 февраля 1933г. - выезд утром из Верхнего-Волочка на тактические занятия с частями РККА.
16 февраля 1933г. - ночёвка в Кутенкино.
17 февраля 1933г. - прибытие в Валдай.
18 февраля 1933г. - остановка в посёлке Крестцы, Новгородская область.
19 февраля 1933г. - остановка в деревне Красные Станки, Новгородская область.Выход в Новгород на Волхове.
23 февраля 1933г. - прибытие в г.Любань,Ленинградская область.
24 февраля 1933г. - прибытие вечером в г.Ленинград.
01 марта 1933г. - возвращение на поезде в Москву.
Ленинград-Москва:
Организатор - Ленинградский областной ОСОАВИАХИМ,г.Ленинград.
Запланированное расстояние - 1000км. Маршрут пролегал через Лугу и Сольцы.
По факту упряжки прошли -
Старт был запланирован на 6 февраля 1933г. из г.Ленинграда
Маршрут пробега - Ленинград-Луга-Поддарье-Осташково-Ржев-Волоколамск-Воскресенск-Павшино-Москва.
По факту пробег стартовал - 18 февраля 1933г.
Состав участников пробега:
1. Хворостанский - командир пробега
2. Птюхов - каюр (участник Таймырской экспедиции).
3. Ардаматский - каюр
запланировано послать три упряжки собак,
по факту стартовало - две упряжки:
- упряжка лаек - каюр Птюхов
- упряжка лаек и дворовых собак
Породы собак,участвующих в пробеге:
- лайки, дворовые собаки
Запланирование окончание пробега - 6 -10 марта 1933г. в г.Москве
Финиш пробега - 12 марта 1933г.,парк ЦДКА г.Москвы
Возвращение ленинградских упряжек пробега обратно - примерно 15 марта 1933г., вероятнее всего на поезде.
Продолжительность пробега - 19 дней.
1933г.,г.Москва,РСФСР. Подготовка служебных собак к агитационному пробегу Москва-Ленинград. Фотограф-Кудояров. Источник-РГАКФД.
Газета "Вечерняя Москва", 23 января 1933г., № 18.
Выдержки из статьи "РАССКАЗ КАЮРА".
Вчера на Москва-реке началась тренировка ездовых собак, готовящихся к юбилейному военизированному пробегу по маршруту Москва—Ленинград. Пробег приурочен к 15-й годовщине РККА. При Фрунзенском районном Осоавиахиме организован штаб пробега и создан комитет содействия, почётным председателем котерого избран С. Каменев4.
Старт пробега в первых числах февраля.
Собаки пойдут суточными переходами по 70—100 километров. Ленинградский областной Осоавиахим вызвал Москву на соцсоревнование и в обратном направлении посылает три упряжки.
В питомнике Фрунзенского райосоавиахима подымаются рано. Уже в 9 часов выводят во двор собак и запрягают в нарты.
Но не в этом дело,`совсем не в том,что готовясь к пробегу, этот район (недавно получивший переходящее красное знамя) организовал специальную варку
для пищи собак, что для них построил специально утеплённые будки.
Дело в том, что эти вот собаки на пробег не куплены. Это московские уроженцы, немецкие овчарки, принадлежащие коллективу фрунзенцев. Их
предоставили владельцы -— члены сектора служебного собаководства для участия в походе.
Москва и Ленинград, 700 километров.
Скоро снова замелькают телеграфные столбы
Дорога опустится к Валдайским скалам, затем поднимется... и здесь вероятнее всего и встретятся москвичи с упряжками Ленинграда.
-Сколько будет разговоров...
Автор статьи - Юрий Геко.
Газета «Вечерняя Москва», 23 января 1933г., № 18.
книга
Газета «Вечерняя Москва», 23 января 1933г., № 18. Статья «РАССКАЗ КАЮРА«.
Газета "Красная звезда", 6 февраля1933, выпуск №31
ВОЕНИЗИРОВАННЫЙ ПРОБЕГ НА СОБАКАХ.
ОСОАВИАХИМ Фрунзенского района (Москва) в ознаменовании XV годовщины РККА проводит в порядке соцсоревнования с ленинградским областным ОСОАВИАХИМОМ двустронний военизированный пробег.
Сегодня-6 февраля,в 11 часов утра на стадионе Томского будет дан старт пробега.
Участвуют две нарты, в каждой по 9 собак.
Командиром назначен тов.Корчагин.
Каюрами (погонщиками собак)-дрессировщики служебных собак тт.Бочаров,Директоров,Мацур и женщина-инструктор собаководства т.Котлярова.

Штаб пробега, совместно с представителями МВО разрабоал план испытаний в пути грузоподъёмности, скорости,а также всех оборонных элементов на отдельных этапах похода.
На предварительных тренировках собаки показали скорость, превышающую быстроту движения кавалериста. Они спокойно проходят по любой целине. Средняя суточная проходимость в пробеге - 50-60 километров в сутки.
В крупных городах участники пробега проведут днёвки, выступят с докладами и прибудут в Ленинград 22 февраля.
На торжественном заседании, посвящённому Красной армии, командованию ЛВО будет передан рапорт.
В этот же день в Ленинграде будет дан старт двум ленинградским упряжкам, которые ожидаются в Москве 10 марта.
Газета «Красная звезда», 6 февраля1933, выпуск №31
Газета "Вечерняя Москва", 6 февраля 1933г., № 30.
В первом часу дня в Петровском парке дан старт пробегу Москва-Ленинград на собаках, запряжённых в нарты.
В каждых нартах по 9 немецких овчарок.
В пробеге участвуют 5 активистов-собаководов Осоавиахима.
В день 15-й годовщины Красной Армии - 23 февраля - участники пробега финишируют в Ленинграде.
Газета «Вечерняя Москва», 6 февраля 1933г., № 30.
Газета "Вечерняя Москва", 7 февраля 1933г., № 31.
В ЛЕНИНГРАД НА СОБАКАХ
(по телефону от нашего спец. корреспондента)
Они выли, будто кровь калмыцких псов текль в их жилах, приподнимали
головы, закидывали уши набекрень и слегка мечтательно тянули нудную собачью песнь — предвестницу ветра и непогоды. И всё же их нельзл отнести
к разряду тех собак, привычки и повадки которых являлись бы следствием породы. Напротив, вся эта компания в 17 немецких овчарок принадлежала к числу собак, что воспитывается в комнатных условиях москвичми. 20 дней назад их посадили в будки, распределили по нартам и, записали в формулярные списки, принялись обучать.
Это была нелегкая работа, когда каждый из каюров (погонщиков собак) в день менял по три солью мокрые рубахи, когда приходилось бежать на перегонки с собакой, крича на морозе: Хей, вперёд! Вперёд, хей, хей!
*
Ночь с 5 на 6 февраля и тот промежуток её, когда, крепко спит Москва, когда
не услышишь грохота автомобилей и трамвая. когда на Москва-реку, где мы
тренировались, спускается покой, исходит тишина, отдых.
Канун пробега. Подготовка.
В эту ночь мы последний раз сыромятными ремнями перевязали крепления нарт.
В 9 часов утра (6 февраля) мы вышли. Толпа в несколько сот человек собралась около ворот. Собак вели в цепях к Сенной площади5.. Затем погрузили в вагон трамвая, присланный рабочими Артамоновского` парка... Город промелькнул быстрее обычного, крутым поворотом у Триумфальной и Садовой... наконец и стадион им. Томского. Все заняло не больше двух часов и проскочило, как минуты...
Точно, в 12 дня, под звуки оркестра вышли к старту.
...Приветствие — обрывки слов. Снег кружит между нами и трибуной. Не холодно, а зябко. Всматриваемся в выражение лиц провожающих. Высоко
руку поднял начальник сектора боевой подготовки тов. Степанов. Пауза.
Марш.
Прощай Москва!
*
Собаки бегут не оглядываясь, вывернув острые уши, напряжённо слушая
каюров. Крепкий потяг натянулся, как жила, и ремни алыков уходят ёлочкой в
разные стороны. Собаки тянут, наклоняясь. Хрустко скрипят полозья, мимо
мелькают изгороди и пригородные заборы.
*
Вчера обе упряжки ездовых собак Фрунзенского Осоавиахима, стартовавшие из Москвы, благополучно прибыли к 6 часам вечера в Чашники,где участники провели митинг.
Все собаки бодры. Они отлично вынесли первый день похода с нагрузкой
каждой парты по 200 кг.
Имеем связь со штабом. Впереди лежащие пункты запращивают о нашем движении.
Сегодня утром выходим по направлению к Клину, где проведём техническое учение.
книга
Газета Вечерняя Москва, 7 февраля 1933г., № 31. Статья-В ЛЕНИНГРАД НА СОБАКАХ.
Газета "Вечерняя Москва",  9 февраля 1933г., № 32.
Калинин (наш спец. корр.)-
В 1ч.40м. ночи 8 февраля обе упряжки ездовых собак Фрунзенского Осоавиахима, делающие пробег из Москвы в Ленинград, после днёвки в Подсолнечном прибыли в Клин.
В 3 часа ночи вышли в ночной облегчённый переход.
К 11 часам дня подошли сегодня к гор.Калинину, сделав 90км.
Блестящая работа ездовых собак во время снежных заносов и пурги особо подчёркивает выгодность этого вида транспорта. Одновременно с ездовыми упряжками шли автомобили, совершающие пробег Москва-Ленинград.
Автомобили и собаки были застигнуты пургой.
Автомобили, дойдя до села Дурилово, вынуждены были прекратить поход, собаки же продолжают идти дальше.
КАЮР
Газета «Вечерняя Москва», 9 февраля 1933г., № 32.
Статья СОБАКИ ИДУТ ДАЛЬШЕ
Газета "Вечерняя Москва",10 февраля 1933г., № 33.
Клин,10.(Наш спец.корр.)
Под самым Клином собаки обошли занесённый снегом автомобиль.
Встречали сотни людей на ночном митинге. Утром прибыли из Москвы начальник сектора службного собаководства Фрунзенского Осоавиахима тов. Ланцов. Осмотр подтвердил, что собаки в отличном состоянии и хорошо тренированы.
Участники пробега просят предупредить через "Вечернюю Москву" Центральный Совет Автодора, что выходящие из Ленинграда в Москву к 15-й годовщине РККА аэросани встретятся в пути с собаками и потому особо важно на всех поворотах водителей обязать давать протяжные гудки. В противном случае может произойти несчастье.
Осложняет переход большое количество попадающихся на встречу лошадей. С одной стороны, никому не охота сворачивать в сторону, а с другой-никому не приходит в голову,что лошади могут испугаться собак.
*
В связи с утомлённостью собак во время ночного перехода при встречном ветре и принимая во внимание предстоящие тактические занятия, сегодня делаем в Клину днёвку.
Вечером проводим митинг и собрание.Завтра,11 февраля на рассвете выходим дальше. Настроение бодрое.
КАЮР
Газета «Вечерняя Москва»,10 февраля 1933г., № 33. Статья «В ЛЕНИНГРАД НА СОБАКАХ«.
Газета "Вечерняя Москва", 11 февраля 1933г.,  № 34.
У ГРАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.
Сегодня рано утром в Москву возвратился начальник сектора служебного собаководства Фрунзенского Осоавиахима тов. Леттер, проводивший в городе Калинине совместно с ветеринарным надзором осмотр собак, участвующих в пробеге.
Нашему сотруднику тов. Летер сообщил, что состояние всех собак отличное. Некоторые, в частности немецкие овчарки-вожаки "Пират" и "Тагор", даже прибавили в весе.
Сегодня из Ленинграда получено сообщение, что старт двум ленинградским упряжкам намечен на 18 февраля.
***
Вчера в 4 часа дня обе упряжки ездовых собак вышли из города Калинина, где проводили дневку.
Дорога продолжает ухудшаться в результате непрекращающейся пурги. Местами путь занесён снегом выше метра.
Вечером благополучно прибыли в Поддубки, где остановились на ночлег.
Сегодня в 10 часов утра выходим дальше, предполагая к вечеру подойти к границе Ленинградской области.
Газета «Вечерняя Москва», 11 февраля 1933г., № 34.
Газета Вечерняя Москва,16 февраля 1933, № 38.
ЛЕСНЫМИ ДОРОГАМИ
В-Волочёк,15 (от спец. корр-та). Две упряжки ездовых собак Фрунзенского Осоавиахима после отдыха в Вышнем-Волочке, сегодня утром вышли на тактические занятия с частями РККА.
Дальнейший путь пробега изменён с целью испытать работу собак в условиях лесных дорог. В Валдай упряжки придут завтра. Сегодня ночуем в Кутенкино.
Путь очень тяжёл из-за начавшейся оттепели и непрекращающегося мокрого снегопада.
КАЮР
Газета Вечерняя Москва,16 февраля 1933, № 38.
Газета "Вечерняя Москва", 19 февраля 1933г., № 41.
НА ПУТИ В ЛЕНИНГРАД
Красные Станки,19. (От нашего специального корреспондента).
Вчера обе упряжки ездовых собак Осоавиахима, совершающие пробег из Москвы в Ленинград, весь день пережидали в Крестцах колонну ленинградских аэросаней, идущих в Москву. Аэросани растянулись на 100 км.
После встречи с участниками аэросанного пробега двинулись дальше, когда уже наступила темнота.
Командор аэросанной колонны сообщил, что в 12 часов дня 18 февраля из Ленинграда в Москву вышла упряжка ездовых собак Ленинградского Осоавиахима.
Сегодня выходим в Новгород на Волхове,где рассчитываем быть к вечеру.
КАЮР
Газета «Вечерняя Москва», 19 февраля 1933г., № 41.
Газета "Вечерняя Москва", 23 февраля 1933, № 44.
ПОДХОДИМ К ЛЕНИНГРАДУ
Любань,23. (От нашего специального корреспондента).
Завтра обе упряжки ездовых собак Фрунзенского Осоавиахима заканчивают военизированный пробег в честь 15-й годовщины Красной Армии, проходившей в тяжёлых условиях пурги и 30-градусных морозов.
В 5 часов вечера-финиш в Ленинграде.
КАЮР
Газета «Вечерняя Москва», 23 февраля 1933, № 44.
Газета "Вечерняя Москва", 25 февраля 1933г., № 46. 
ФИНИШ ПРОБЕГА МОСКОВСКИХ НАРТ
Закончив юбилейный военизированный пробег, посвящённый 15-й годовщине РККА. Вчера вечером `в Ленинград прибыли обе упряжки ездовых собак Фрунзенского Осоавиахима.
6 февраля они вышли из Москвы и в течении 14 суток при 6-часовом рабочем дне покрыли 750 километров.
-Закончившийся пробег,-сообщил нашему сотруднику начальник штаба пробега тов. В.В.Викторов,-окончательно ломает предвзятое мнение о невозможности использования для ездовой работы немецкой овчарки, воспитанной в комнатных условиях. Несмотря на 35-градусный мороз, державшийся в течении нескольких суток (а главное при беспрерывных буранах и пурге), ни одна собака из-за простуды не была снята с пробега. В сутки делали не меньше 50 километров.
Чрезвычайно важно отметить значение тренировок, сказавшихся хотя бы на средних скоростях в начале и конце. Первые два дня упряжки шли со средней скоростью - 9 километров в час в последние два дня эта скорость увеличилась до 12-14 километров.
Нагрузку на нартах довели до 250 килограммов.
Применённая конструкция нарт (с доусовершенствованием чукотским "бараном",т.е. вертикальной дугой) вполне себя оправдала.
Агитационное значение пробега огромно. Проведены десятки митингов. Особый интерес вызывали ночные переходы. В отдельных местах участников встречали с факелами. Зато в Вышнем-Волочке местный Осоавиахим не позаботился об упряжках и встречу смазал вопреки распоряжениям из Москвы.
Участники пробега возвращаются в Москву поездом 1 марта.
В этот день в парке культуры и отдыха проводится зимний праздник ездового собаководства. Упряжки продефилируют от Октябрьского вокзала6 через всю Москву.
На площадях во время остановок командор пробега выступит с докладом о проделанной работе. Кроме того 6 марта в Москве ожидаются и две упряжки Ленинградского Осоавиахима, идущие по маршруту: Ленинград-Луга-Поддарье-Осташково-Ржев-Волоколамск-Воскресенск-Павшино-Москва - всего 1000 километров.
книга
Газета «Вечерняя Москва», 25 февраля 1933г., № 46.
ФИНИШ ПРОБЕГА МОСКОВСКИХ НАРТ
Газета "Вечерняя Москва", 12 марта 1933г., № 58.
ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ НА СОБАКАХ
потомки СПУТНИКОВ АМУНДСЕНА
Сегодня `в Москву прибыли две упряжки ездовых- собак Ленйнградского Осоавиахима. В 2 часа дня в Центральном парке культуры и отдыха их
встречали московские упряжки, среди которых выделялись упряжки Фрунзенского Осоавиахима, недавно закончившие такой же пробег, но из Москвы в Ленинград.
Командор пробега т. Хворостанский сообщил нашему сотруднику, что в отличие от москвичей `они шли через Лугу и Сольцы, удлинив маршрут до
1000 километров. Кроме испытанного каюра Ардаматского, уже в прошлом
году участвовавшето в звёздном пробеге на нарте Главного гидрографического управления, каюром шел доктор Таймырской экспедиции т. Птохов. Он шёл на лайках, вывезенных с Новой Земли. Это — как бы потомки тех знаменитых собак, что были в своё время привезены Амундсеном на остров Диксон.
Вторая нарта была укомплектована крупными дворовыми собаками и промысловыми лайками. Сравнивая работу по породам, тов. Хворостанский, считает, что для ездовой службы годны все крупные собаки, в частности хорошо работают гончары (?)7.
1000 километров удалось пройти в течении 19 холодных дней. 700 километров сделано ... при бездорожье.
(далее текст статьи плохо читается).
В Москве участники пробега остаются до 15 марта.
14 марта в клубе Наркомвнешторга городской совет Осоавиахима устраивает вечер ездового собаководства.
На этом же вечере состоится награждение активиство и участников пробега.
Газета «Вечерняя Москва», 12 марта 1933г., № 58.
Газета «Вечерняя Москва», 12 марта 1933г., № 58-продолжение.
Газета "Вечерняя Москва", 13 марта 1933, № 59.
Участник пробега на ездовых собаках по мартшруту Ленинград-Москва доктор Таймырской экспедиции тов. Птюхов у своей любимой лайки, вывезенной с Новой Земли (подробный отчёт о пробеге был напечатан вчера в "Вечерней Москве").
Газета «Вечерняя Москва», 13 марта 1933, № 59.
Ссылки:
  1. «Стадион имени Томского (Союза пищевиков)«-СТСП. Был открыт в Москве 18.07.1926г.В начале 30-х годов стадион был переименован в «Стадион Юных пионеров» — СЮП. На сегодняшний день стадион снесён ↩︎
  2. Томский М.П. (1880-1936) был советским партийным и профсоюзным деятелем. После того, когда в 1929г. его сняли с поста председателя ВЦСПС и позднее обвинили в участии «троцкистко-зиновьевского заговора», объукты, названные в его честь постепенно стали перименовывать. Поэтому в некоторых статьях о начале старта пробега из Москвы стали писать Петровский парк. ↩︎
  3. Томский М.П. (1880-1936) был советским партийным и профсоюзным деятелем. После того, когда в 1929г. его сняли с поста председателя ВЦСПС и позднее обвинили в участии «троцкистко-зиновьевского заговора», объукты, названные в его честь постепенно стали перименовывать. Поэтому в некоторых статьях о начале старта пробега из Москвы стали писать Петровский парк. ↩︎
  4. Сергей Сергеевич Каменев (1881-1936)-советский военачальник, командарм 1-го ранга (1935), бывший офицер Генерального штаба Русской императорской армии, полковник (1915), участник Гражданской войны.Был одним из организаторов ОСОАВИАХИМа, занимался освоением Арктики, осуществляя помощь итальянской экспедиции Умберто Нобиле и зажатому льдами «Челюскину» ↩︎
  5. Сенная площадь в Москве образовалась в 20-х годах XIX века. Названа по находившемуся на ней сенному рынку — части Смоленского рынка, размещавшегося на протяженной Смоленской площади. Смоленская-Сенная площадь продолжает Смоленский бульвар от выхода на него Глазовского переулка из центра и Ружейного переулка со стороны Москвы-реки, проходит на север, перед зданием МИДа России образует со Смоленской улицей, выходящей на площадь слева, большой треугольный сквер, доходит до Арбата, за которым переходит в Смоленскую площадь. ↩︎
  6. Самый первый вокзал в Москве,построенный архитектором Константином Тоном,тогда он назывался Петербургским. В 1851 году из Петербурга в Москву выехал императорский поезд.В 1855-м вокзал стал Николаевским, а в 1923 году его переименовали в Октябрьский. Незадолго до войны вокзал снова поменял название и стал Ленинградским. ↩︎
  7. не совсем понятно, какую породу собак имеет ввиду автор статьи. Возможно это гончаки — русские и англо-русские гончие ↩︎

error: Content is protected !!